Экспедиция в Оренбург и республику Марий Эл
14-27 сентября 2019
Самой восточной частью естественного ареала русской выхухоли является река Урал в своей равнинной части. Сейчас большая часть заселенной некогда выхухолью реки находится на территории Казахстана, но и в России по реке Урал выхухоль обитала, только вот последние данные об этом датируются 2001 годом. Поэтому нам было интересно, есть ли выхухоль на Урале. Это стало одной из задач нашей поездки 2019 года. Но ехать на одну неделю в такую даль мы посчитали не оптимальным и поэтому мы приняли еще приглашение заповедника Большая Кокшага (а это республика Марий Эл), собрались на две недели и путь нам предстоял не близкий...
Последние данные о выхухоли на реке Урал на Российской территории относились к Илецкому и Ташлинскому районам на самой границе с Казахстаном, поэтому нам еще нужно было получить пропуска в погранзону, и нам предстояло задержаться в Оренбурге до понедельника. Мы сняли домик на окраине Оренбурга, в котором и должны были собраться все члены нашей команды: и те, кто ехал на машинах, и кто добирался самостоятельно самолетом.
А команда у нас была большая и более того международная!
Руководитель и организатор, как всегда, Марина Владимировна Рутовская. Илья Попов – бессменная техническая поддержка: машины, маршруты, компьютеры, да и по воде походить – не проблема. Постоянные участники наших экспедиций: Лена Ванисова, Алена Соболева, Миша Бережной, Маша Кузьмина, Ольга Воробьева и Даша Усова. Впервые к нам присоединилась сотрудница Московского зоопарка Ольга Акинина.


Нашими полноприводными помощниками в далеком пути были Соболет и Рыжая. Только Соболет в этот раз не хотел никуда ехать и уже по дороге в Оренбург у него заклинило коробку передач, так что остаток пути он катался на эвакуаторе. Он и в дальнейшем при каждом длительном переезде ломался и требовал ремонта. Но забастовки наших машин не помешали нам все же выполнить всю намеченную программу.
Пока Соболет чинился, мы побродили по Оренбургу. По реке Урал проходит граница Европы и Азии и мы постояли одной ногой в Европе, а другой в Азии.

В Илецком районе на границе с Казахстаном после ремонта в Оренбурге нас встречал Алексей Григорьевич Шевченко,




Норы выхухоли мы нашли и через 2 дня переехали еще ниже по течению реки Урал в Ташлинский район, все ближе к границе с Казахстаном. На новом месте – на охотничьей базе мы провели еще 2 рабочих дня. Алексей Григорьевич оказался очень гостеприимным и заботливым принимающим. Он нас везде сопровождал на своей буханке, договаривался о жилье, угощал местными продуктами.

Выхухоль мы в пойме Урала нашли. Не без трудностей. Например, Мишу засосало в топком дне так, что пришлось проводить спасательную операцию – обвязывать его веревкой и тащить.

В пойменных озерах вода чистая и живет там множество раков. Такого количества раков мы не видели раньше. Местные жители активно браконьерят, устанавливая раколовки.

Везде много всякой живности: красивые пауки,




А вот попытка раскопать и поймать слепушонку не удалась - уж очень у них длинные и разветвленные норы. Пол поля перекопали,



Пока мы ждали Соболет с Ильей, Мишей, Ондреем и Аленой, которым пришлось вернуться в Ульяновск для ремонта, мы погуляли по национальному парку.
«Чаваш-вармане» в переводе с Чувашского – это Чувашский лес.



Из-за ремонта Соболета мы задержались в домике на кордоне у Олега Владимировича на вторую ночь, и рано утром двинулись в Йошкар-Олу, в контору заповедника «Большая Кокшага».
Но по дороге мы все же заехали посмотреть старый железнодорожный мост в деревне Мокры Канашского района Чувашской республики. Мост был построен в 1918 году в одну колею через речку Утка под руководством и контролем немецкого инженера-проектировщика Гехарда Шумахера, по другой версии по проекту русского инженера Григория Петровича Передерия. К моменту завершения строительства Мокринский мост был вторым по величине в Европе железобетонным сооружением длиной 1200м. Но движение поездов здесь было большим и в 1986 был пущен большой современный железнодорожный мост в 2 колеи, который спрямлял путь, а старый ж/д мост остался.

Наконец, к обеду мы добрались до конторы заповедника в Йошкар-Оле, где нас уже ждал Михаил Николаевич Князев, начальник охраны заповедника и наш сопровождающий.

Кордон расположен на берегу реки Большая Кокшага, а добраться на него можно только по старому железнодорожному мосту, построенному в Советское время в военных целях. Соболет опять начал бастовать, но до кордона дополз.



Однако пешие прогулки по дикому лесу без дорог – опасное занятие без проводников. Так во второй рабочий день две Оли заблудились в лесу, и спасательная операция длилась до глубокой ночи.
Река Большая Кокшага – левый приток Волги и практически северный край ареала выхухоли. Мы нашли ее норы, но мало. Впрочем, много и не ожидали. Однако это очень порадовало и нас и сотрудников заповедника.
Пока в очередной раз чинили Соболь, просветительский отдел брал интервью у членов экспедиции. Затем вся команда гуляла по Йошкар-Оле.


В сторону Москвы мы выехали уже ближе к обеду. Долгий путь домой не обошелся без приключений. На узкой полосе ремонта Горьковского шоссе, не доезжая около 100 км до дома, Рыжая зацепилась колесом за выдвинутый бетонный блок, и остаток пути уже ехала на эвакуаторе...
Но все трудности позади, а существование выхухоли подтвердили и на реке Урал, и на реке Большая Кокшага. И это здорово!


