русская-выхухоль.рф
русская-выхухоль.рф

Маус-хаус в Бухалове и другие приключения на воде.

26 сентября 2013 год

В Ярославскую область мы поехали небольшой компанией на двух японских пони. Москва долго нас не отпускала своими плотными чадящими пробками. А мы рвались на свежий воздух в сопровождении холодного осеннего дождя. В итоге до конечного пункта назначения добрались только утром следующего дня, заночевав в Ярославле. Домик в деревне с ласковым названием Бухалово на зиму был сдан в свободное пользование местным мышам, и они пришли в восторг от прибытия новых постояльцев. Не стоит даже объяснять, что следующие три дня превратились для нас в марафонское мероприятие "Non-stop mega-party da Mouse House". Пикантность ситуации добавила погода, припорошив первым снегом окрестности.

Ближайший заказник, в котором мы планировали провести учеты выхухоли, недавно был присоединен к национальному парку "Плещеево озеро", который вместе со своей администрацией находятся, прямо скажем, далековато от места событий. Поэтому все согласования велись дистанционно и заранее. Для работы нам требовалась помощь егерей, которую они любезно оказали - передвижение по территории возможно было только на моторной лодке. Мы быстро оценили преимущество этого вида полевого транспорта! Удобство и скорость доставки и сбора учетчиков по берегам водоема позволили сэкономить массу времени! А время было на вес золота, поскольку погодные условия были не по сезону холодными. Конечно, адреналина тоже наглотались от острых ощущений, когда несешься на лодке по узенькой петляющей речке Касти.

За следующий день на речке Вопше мы выполнили и перевыполнили все намеченные планы по этому заказнику, тем более, что норы выхухоли были найдены! Теперь в нашем расписании осталось обследование территории бывших торфоразработок, находящихся в 20 км от заказника. Нам предстояло добраться сперва до деревни Минино, в которой находится дружественное охотничье хозяйство. Далее на весельных лодках в сопровождении егеря в течение часа-полутора пересечь широченный мелководный разлив, а затем перейти по берегу в соседний водоем и там обследовать берега. Первое испытание для наших японских низкобрюхих пони приготовила дорога до охотхозяйства - 5 километров грунтовки, на которой не было и метра ровной поверхности. А потом, разбившись на пары, мы на трех крошечных лодках устремились куда-то к далекой узенькой полоске противоположного берега. Ленину в Разливе, наверное, тоже было тяжело. Сизое хмурое небо, холодный ветер, прячущиеся под водой коряги и пни, на которые иногда днищем садилась лодка… Душу грел только ангельский вид Ангелины, мирно сидящей на носу одной из лодок. В ногах у нее лежал заветный чемоданчик с газовой плиткой, а на коленях она крепко держала кастрюльку с гороховым супчиком.
В общем, обломались мы с берегами. Прибыв на противоположный конец разлива, мы с огорчением обнаружили, что вокруг лишь плоские, бескрайние и невероятно плотные заросли камыша. Покружив еще немного в поисках берега, вынуждены были сворачивать лавочку и разворачивать скатерть.
Местный егерь убеждал нас в том, что "вот тут и вон там" в сети ловилась выхухоль и точно выхухоль. Если это правда, то тогда за выживание выхухоли можно точно не беспокоиться, если уж она смогла приспособиться к таким несвойственным ей местам обитания.

В Mouse House мы вернулись уже затемно, сильно уставшие. Тем не менее, было решено устроить небольшой праздник по поводу успешного окончания экспедиции и предстоящего расставания с мышами! Надо сказать, что радость была более чем искренней при всей нашей толерантности к братьям меньшим - несмотря на масштабные меры предосторожности, мыши регулярно добирались до наших вещей и продуктов, бегали по нам ночью и даже пробовали на зуб выступающие части тела.

Что касается научных данных экспедиции, в общей сложности удалось найти примерно десяток нор выхухоли в речках Касть и Вопша. Негусто, но зато зафиксировано обитание в речках, а не только пойменных озерах-старицах.
Участники экспедиции выражают глубокую признательность за помощь Михаилу Константиновичу Чугрееву, а также руководству и егерям заказника "Ярославский" и охотничьего хозяйства.