русская-выхухоль.рф
русская-выхухоль.рф

Есть ли выхухоль в Астраханском заповеднике?

14-22 октября 2017

Клуб друзей русской выхухоли выехал в Астраханский заповедник 14 октября 2017 года рано утром в составе Марины Владимировны, Ильи Попова, Алены Соболевой, Миши Бережного, Степы Акимова, Славы Сюваткина и Ольги Воробьевой на Соболете.

Впереди у нас было 1,5 тыс. км до Астрахани, где к нам присоединялась Маша Кузьмина, прилетающая в Астрахань из Санкт-Петербурга и Илга Соколова– сотрудник Астраханского заповедника. Мы хотели доехать до Волгограда, там переночевать, а уже утром в воскресенье добираться до Астрахани.
Однако оказалось, что найти квартиру для ночевки с субботы на воскресенье в Волгограде сложно, поэтому погуляв по ночному Мамаеву кургануи перекусив, мы двинулись дальше и уже часам к 7 следующего дня были в Астрахани.

Погуляв по Астраханскому Кремлю,

и забрав Машу и Илгу, мы продолжили путь к нашей конечной точке – первому кордону заповедника. Перебравшись через несколько протоков и ериков Нижней Волги по мостам и парому на восток от Астрахани,
мы миновали поселок Калинино, наконец, добрались до урочища №3. Здесь нас встречал улыбчивый Семен
и две лодки с кордона № 1, на который другим путем было не добраться.
Мы перегрузили все свои вещи из Соболета в длинные пластиковые устойчивые лодки, пожелали Соболету не скучать, и нас повезли на наше постоянное место пребывания – домик научных сотрудников на кордоне №1.
Наш путь пролегал по глубоким и довольно широким протокам с хорошим течением.
Берега довольно высокие и заросшие кустарником, на котором часто можно встретить сидящих орланов.
Кордон, на котором мы жили, считается центральным на этом Обжоровском участке заповедника. Там живет несколько семей, собрано много техники для передвижения летом и зимой, есть баня. Нас приветствовало несколько собак, по острову гуляли коровы.
Следующие несколько дней мы обследовали отшнуровавшиеся и обмелевшие протоки, где к нашей радости и радости наших хозяев нашли вполне классические норы выхухоли.
Отдушина над норой
В растительности вдоль мелких проток нам встечались в масовом числе озерные лягушки, причем иногда очень не маленьких размеров,
нашли несколько ужей..
Продвигаться по территории было не просто. Хотя дно проток не отличалось сильной вязкостью, местами по воде было идти трудно.
Но по берегу, заросшему тростником выше головы, если там не было прокосов или набитых коровами тропинок - то просто невозможно. Короткий путь напрямую через заросли превращался в изнурительную битву с цепляющими за ноги растениями.
Но мы справились! .
И за 4 рабочих дня обследовали 7 проток и ериков и свыше 15 км берега. Плотность нор оказалась около 1.4 норы на 1 км обследованной линии берега, что очень неплохой показатель для заповедника, который находится на краю ареала русской выхухоли.

В пятницу утром мы покинули гостеприимный кордон и двинулись в сторону дома. На обратном пути мы заехали посмотреть на удивительную гору Богдо, центр Баскунчакского заповедника.
Это действительно удивительное место: на ровной полупустынной поверхности выступает небольшая гора красного цвета, по которой проложена экологическая тропа . Сверху горы открывается вид на соленое озеро Баскунчак.

Полюбовавшись на гору и виды с нее, мы заехали в поселок Нижний Баскунчак, чтобы потрогать соленое озеро. К сожалению, уже стемнело, и до самого озера мы не дошли, потому что соленый берег оказался несколько топким.
На этот раз нам повезло найти квартиру для ночевки в Волгограде. Но мы были в городе опять ночью, поэтому прогулка по городу была не долгой.

Утром мы проводили Машу и Ольгу на самолет, а остальной коллектив на Соболете отправился на поиски меловых пещер. Мы свернули с трассы Волгоград-Москва на дорогу, которая должна была нас привести на другую трассу Волго-Дон.

Недалеко от трассы находится село Мигулинское, рядом с которым в прошлом веке жили монахи в вырезанных в высоком берегу Дона меловых пещерах. К пещерам мы доехали уже, когда солнце садилось.
Пообедав на живописном берегу, мы, наконец, спустились в пещеры. Колодец, аккуратные проходы, маленькие кельи и несколько уже спящих ушанов, которых мы немного потревожили своим любопытством.
Когда мы выбрались на поверхность, было уже поздно, а впереди оставалось около тысячи км до дома.
Но Соболет нас не подвел, и утром в воскресенье мы уже были в Москве.